ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
Дежурный Леонид Игоревич
Доктор медицинских наук, главный научный сотрудник ФГБУ "Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России, главный внештатный специалист по первой помощи Минздрава России
Вопрос:
Если я правильно поняла, нет понятия инструктора первой помощи и для преподавания достаточно быть преподавателем и пройти курсы первой помощи. Где и когда можно пройти обучение на инструктора? И можно ли сделать это бесплатно?
Дежурный Л.И.:
Для того, чтобы стать преподавателем первой помощи, необходимо иметь законченное высшее или средне-специальное образование и пройти подготовку как преподаватель первой помощи. Обучением преподавателей первой помощи проводится в различных учебных центрах. Можно ли пройти такое обучение бесплатно, Вы можете уточнить в центрах, где такая подготовка производится.
Вопрос:
Спасибо за данный вебинар! Больше не вопрос, а просьба, и многие, наверное, с этим сталкивались. Есть ли возможность каким-то образом прописать (пролобировать) в нормативном документе (например, приказ 477н) соотношение компрессии/вдох при СЛР, а также время наложения жгута. Много литературы, различных УМК по первой помощи, информация нередко разная. Если эти цифры (ПРАВИЛЬНЫЕ) будут прописаны в нормативном документе, зарегистрированное в МинЮсте, было бы намного проще при обучении (особенно с лицами, обязанными оказывать первую помощь). Спасибо огромное, всем удачи и развития!!!
Дежурный Л.И.:
В нормативные правовые акты подобная информация не включается. Вы можете использовать учебно-методический комплекс, рекомендованный Министерством здравоохранения РФ и Министерством образования РФ, расположенный на сайте «Все о первой помощи» http://allfirstaid.ru/
Вопрос:
Меня давно мучает вопрос, как оценивать качество обучения первой помощи. Буду рад, если Вы можете расширить мое понимание, ограниченное двумя источниками:

1. Формула, преподавателей: "Я обучил - я принял зачет - я лучший преподаватель первой помощи, и у меня лучшие ученики".

2. Рассказы о том, как что-то случилось и как героически наши выпускники справились.

Оба источника лишены и объективной оценки и возможности выразить в цифрах, сравнить и провести статистическую оценку. Возможно ли и существует ли объективное сравнение качества обучения и применимости для жизни полученных навыков? Заранее благодарен за ответ.
Дежурный Л.И.:
Качество обучения определяется выполнением программы обучения, т.е. обучающий должен приобрести запланированные программой компетенции. Приобрел ли обучающийся их или нет, определяется различными тестами, теоретическими и практическими.
Вопрос:
Как Вы думаете нужно ли обучать ребенка основам первой помощи до школы?
Дежурный Л.И.:
Разумеется. Конечно, с учетом возрастных физических и психологических особенностей.
Вопрос:
Каков правовой статус инструктора первой помощи?
Дежурный Л.И.:
В нормативных правовых документах нет такого термина «инструктор первой помощи».
Вопрос:
Как выбрать учебное заведение, которое имеет право выдавать диплом о профессиональной переподготовке по "Оказанию первой помощи". Какие документы должны быть у такой организации. Правильно ли понимаю, что имея такой диплом специалист имеет право преподавать коллегам/сотрудникам "Оказание первой помощи" (как инструктаж, с соответствующими записями в журналах один раз в год и для вновьприбывших).
Дежурный Л.И.:
Чтобы обучать первой помощи, необходимо иметь законченное высшее или средне-специальное образование и пройти курс преподавателя первой помощи, получив удостоверение о повышении квалификации по этому направлению. Выбирайте образовательные организации, которые проводят подобные практические курсы.
Вопрос:
Единая программа - это здорово. Предусматривается ли оснащение планируемой программы обучения по оказанию первой помощи обязательным оснащением приборами, инструментами и манекенами за счет государства? Обеспечение хотяь одной хорошо оснащенной базы в городе, доступной для всех граждан с целью отработки навыков?
Дежурный Л.И.:
Оснащение, необходимое для обучения первой помощи, приобретается разными путями: государственные организации получают государственное финансирование, негосударственные приобретают самостоятельно.
Неудахин Геннадий Владимирович
Кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ "Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России, главный внештатный специалист по первой помощи Минздрава России по Центральному федеральному округу
Вопрос:
Можете ответить на практический вопрос: альпинисты и дексаметазон. Как соотнести жизненную необходимость и существующее законодательство?
неудахин Г.В.:
На сегодняшний день в действующем правовом поле решить вопрос о назначении медикаментов может только врач, оказывающий медицинскую помощь (то есть действующий в рамках медицинской организации).
Закурдаева Алина Юрьевна
Кандидат юридических наук, секретарь профильной комиссии по направлению «Первая помощь» Минздрава России, юрисконсульт ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России. Автор более 50-ти научных статей, монографий и учебных пособий по первой помощи
Вопрос:
Если водители, причастные к ДТП, обязаны оказывать первую помощь, значит они обязаны иметь соответствующие умения и навыки? Если водитель не уверен в своих знаниях и не умеет оказывать первую помощь, он все равно обязан ее оказывать?
Закурдаева А. Ю.:
Водители обязаны получать подготовку по первой помощи в соответствии с примерными программами профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденными Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий". Данные примерные программы предусматривают обязательное обучение оказанию первой помощи в объеме 16 часов.

Однако на практике не все водители получают в подготовку в установленном Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408 объеме. В частности, существующая сейчас система экзаменов в ГИБДД МВД России при получении водительских недостаточно эффективна для контроля знаний подготовки водителей по первой помощи (тестирование по билетам приводит к тому, что заучиваются правильные ответы на них). Контроль выполнения практических навыков в настоящее время не производится, что приводит к тому, что на занятиях они не отрабатываются. Кроме того, не предусмотрена необходимость переподготовки по первой помощи и ее периодичность. Это приводит к тому, что обучение первой помощи зачастую бывает формальным и неэффективным, и готовность водителей к оказанию первой помощи на институциональном уровне не обеспечена.

Обязанности водителя применительно к первой помощи в Правилах дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) сформулированы следующим образом. Согласно п. 2.6 Правил дорожного движения: «Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан: принять меры для оказания первой помощи пострадавшим», а не «оказать первую помощь». Одновременно с этим сообщаем, что согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состояние и в нарушение требований Правил (пункт 2.6) не оказавшего ему необходимую помощь, если он имел возможность это сделать, подлежат квалификации по статье 125 УК РФ. Под заведомостью оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния (например, в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.)».

Таким образом, с учетом формулировки п. 2.6. Правил дорожного движения и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 водитель может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ только в случае полного бездействия по отношению к пострадавшему, когда «водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.», но не в том случае, когда он не выполнил те мероприятия первой помощи, в которых он не уверен.
Вопрос:
Алина Юрьевна, с юридической точки зрения считаются ли специальным правилом локальные нормативные документы, издаваемые работодателями? Например, инструкции по охране труда, в которых работника обязывают оказать ПП. Спасибо!
Закурдаева А. Ю.:
Под специальным правилом в контексте ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» понимаются нормативно-правовые акты, не являющиеся федеральными законами такие как Правила дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения"). Локальные нормативные документы, издаваемые работодателем не имеют статус нормативно-правового акта и не являются специальным правилом в понимании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Вопрос:
Добрый день. Не смог воспользоваться ссылками вовремя трансляции, пришлите пожалуйста
Закурдаева А. Ю.:
В ходе выступления я давала следующие ссылки: нормативно-правовые акты, устанавливающие обязанность по оказанию первой помощи http://allfirstaid.ru/node/5; разъяснения по квалификационным требованиям к преподавателям первой помощи http://allfirstaid.ru/node/861;
учебно-методический комплекс http://allfirstaid.ru/node/875
Вопрос:
Здравствуйте! Не совсем вопрос, просто уточнение по ст. "крайняя необходимость", в слайде указаны статьи из УК и КоАП где дается четкая трактовка, но ведь есть еще и в ГК где ответственность оказывающего ПП размазана и сутяжна
Закурдаева А. Ю.:
Более подробно с анализом ст. 1067 ГК РФ можно ознакомиться в нашей статье http://vestnik.mednet.ru/content/view/275/30/lang,ru/. При этом правоприменительной практики в контексте первой помощи по данной статье нет. В настоящее время мы готовим обновленный обзор по крайней необходимости применительно к первой помощи и обязательно поделимся результатами.
Вопрос:
Разница между больным и пострадавшим? Можем ли мы на этапе ПП называть пострадавшего БОЛЬНЫМ?
Закурдаева А. Ю.:
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не содержит ни термин больной, ни термин пострадавший. Применительно к медицинской помощи ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ использует термин «пациент», а применительно к первой помощи ст. 31 указанного закона устанавливает, что «первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам».

В учебно-методической литературе, в частности в Учебно-методическом комплексе по первой помощи, рекомендованным Минздравом России http://allfirstaid.ru/node/875, для этапа оказания первой помощи используется термин «пострадавший». Однако несмотря на то, что законодатель не определяет понятия "больной", данный термин используется в ст. 124 УК РФ «Неоказание помощи больному», что порождает правую неопределенность и вызывает объективные сложности в судебно-экспертной интерпретации конкретных действий по неоказанию как первой, так и медицинской помощи. Тем не менее, с точки зрения Европейского суда по правам человека данная статья 124 УК РФ «Неоказание помощи больному» применима к случаям неоказания первой помощи лицами, обязанными ее оказывать по федеральному закону (Дело Денис Васильев против России, Жалоба № 32704/04, 17 декабря 2009 г. http://hrlibrary.umn.edu/russian/euro/Rdenisvasilyevcase.html).

Аналогичная точка зрения содержится и в комментариях к УК РФ (См., например "Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 4 т. Особенная часть. Разделы VII - VIII" (постатейный) (том 2) / отв. ред. В.М. Лебедев // "Юрайт", 2017; "Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) (том 1) (2-е издание) / под ред. А.В. Бриллиантова) // "Проспект", 2015 и др.)
Вопрос:
Будучи студентом медицинского вуза и при прохождении курса подготовки навыкам оказанию первой помощи в научном кружке от симуляционного центра при вузе, могу ли я оказать первую помощь без предоставления какого-то спец сертификата?
Закурдаева А. Ю.:
Согласно ч. 4. ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков». При этом действующее законодательство не расшифровывает, что считать соответствующей подготовкой и каким документом она должна подтверждаться, а также как часто необходимо проходить переподготовку. В связи с этим по данному вопросу мы можем высказать только наше экспертное мнение. В связи с тем, что обучение первой помощи в ВУЗе предусмотрено ФГОС и такое обучение не предполагает специального документа, подтверждающего обучение, вы безусловно, можете оказывать первую помощи. Для обеспечения собственной юридической безопасности рекомендуем в дальнейшем проходить переподготовку по первой помощи минимум 1 раз в 3 года.
Вопрос:
Какова правовая норма при оказании первой помощи несовершеннолетнему в отсутствии законных представителей
Закурдаева А. Ю.:
Данный вопрос нормативно не урегулирован.

При этом в отношении медицинской помощи данный вопрос урегулирован следующим образом. В соответствии со ст.ст. 20, 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в отношении несовершеннолетних в возрасте старше пятнадцати лет информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель (усыновители или опекуны ст. 28 Гражданского кодекса РФ (часть первая), ст. 64 Семейного кодекса РФ). А несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. В соответствии с частью 9 ст. 20 медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители.

За неимением специальных норм, регулирующих оказание первой помощи несовершеннолетнему, можем рекомендовать при оказании первой помощи несовершеннолетнему в отсутствии законных представителей руководствоваться вышеприведенными нормами для оказания медицинской помощи.
Вопрос:
Кто имеет право обучать первой помощи и выдавать документ об обучении?
Закурдаева А. Ю.:
Первой помощи имеет право обучать образовательная организация или организация, осуществляющая обучение при наличии лицензии на образовательную деятельность.
Вопрос:
Должна ли программа по курсу ПП быть обязательно двухдневной 16ч?
Закурдаева А. Ю.:
Курс обучения первой помощи в рамках повышения квалификации с выдачей удостоверения о повышении квалификации – от 16 часов.
Вопрос:
Предусмотрена ли ответственность за невыполнение пунктов приказа 477н?
Закурдаева А. Ю.:
Ответственность за невыполнение пунктов приказа может применяться к лицам обязанным оказывать первую помощь по закону или специальному правил: дисциплинарная ответственность и (или) уголовная по ст. 124, 125 УК РФ.
Вопрос:
Каковы особые условиях оказания помощи (медицинской? Первой?) на борту воздушного судна?
Закурдаева А. Ю.:
Обязанность авиаперевозчиков организовать оказание первой и медицинской помощи на борту самолета установлена международными нормативно-правовыми актами. Каждая страна, присоединившаяся к Конвенции о Международной гражданской авиации, должна принять внутренние нормативно-правовые акты, позволяющие авиаперевозчикам легально организовать оказание первой помощи бортпроводниками и медицинской помощи пассажирами-добровольцами, имеющими статус медицинских работников. В РФ соответствующие внутренние нормативно-правовые акты не приняты. Медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеют право оказывать только медицинские организации, соответственно медицинские работники, находясь не на рабочем месте, в том числе в полете, не имеют права оказывать медицинскую помощь.

Легально на борту самолета и бортпроводники, и пассажиры, в том числе медицинские работники, вправе оказывать только первую помощь. При перелетах в другие страны необходимо изучать законодательство страны и правила авиакомпании. Например, авиакомпаниях Lufthansa, Austrian Airlines и SWISS действует программа «Врач на борту», в рамках которой ответственность врача в случае оказания медицинской помощи страхуется.
Вопрос:
ПРАВИТЕЛЬСГВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 апреля 2020 г. № 417

3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:

г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь;

Как теперь быть с критериями? Вопрос скорее не о лицах проходивших обучение, а об остальных гражданах, которым неведом критерий оценки угрозы жизни. Примером тот же "ковид" - откуда обычный гражданин, не проходивший обучение, будет знать о опасности заражения? А в постановлении явно прописана ОБЯЗАННОСТЬ, независимо от навыков и знаний!
Закурдаева А. Ю.:
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Первая помощь <…> оказывается <…> лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку <…>. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. На основании вышеизложенного, на граждан, не имеющих соответствующей подготовки, установленная п. «г» ст. 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», не распространяется.
Вопрос:
Добрый день, скажите пожалуйста, как вы считаете правомерно ли трактовать статью 39 УК РФ в рамках оказания первой помощи, в критерии освобождения от ответственности? Что будет являться крайней необходимостью? Например транспортировка из удаленного или труднодоступного региона,будет считаться условиями крайней необходимости? И кто будет нести юридическую ответственность за нанесения повреждений или нанесение повреждений повлекших за собой гибель во время транспортировки?
Закурдаева А. Ю.:
Здравствуйте, причинение вреда при оказании первой помощи попадает под признаки деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ, Статья 2.7 КоАП РФ, ст. 1067 ГК РФ). Однако в каждых конкретных обстоятельствах окончательное решение по возможности применения норм о крайней необходимости будет принимать суд. В настоящее время судебные прецеденты по применению норм о крайней необходимости для случаев оказания первой помощи отсутствуют. Мы готовим подробный обзор по крайней необходимости применительно к первой помощи и обязательно поделимся результатами на сайте allfirstaid.ru.
Вопрос:
Обязан ли сотрудник ОВД оказывать ПП вне дежурства, в своё личное время? Спасибо!
Закурдаева А. Ю.:
В соответствии со ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»: «Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан: 1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья». Таким образом, сотрудник полиции обязан оказывать первую помощь во внерабочее время.
Вопрос:
Здравствуйте, спасатели / пожарные / полиция в нерабочее время обязаны оказывать первую помощь? Или имеют на это право, как обычные граждане?
Закурдаева А. Ю.:
В соответствии со ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»: «Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:
1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья». Таким образом, сотрудник полиции обязан оказывать первую помощь и вне дежурства.

Для сотрудников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований обязанность оказывать первую помощь во внерабочее время не установлена (ст. 27 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ, ст. 22 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утв. Приказом МЧС России N 999 от 23.12.2005). Работники Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны, ведомственной пожарной охраны; частной пожарной охраны, добровольной пожарной охраны также не обязаны оказывать первую помощь во внерабочее время (ст. 22 Федерального закона «О пожарной безопасности» N 69-ФЗ от 21.12.1994, ст. 15 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране").
Вопрос:
Я преподаватель учебного центра федеральной противопожарной службы, для обучения пожарных, водителей очень удобно было бы использовать на занятиях бумажные пособия по первой помощи для лиц обязанных (или имеющих право) оказывать первую помощь, но в печатном виде не смогли их найти. можем ли мы их распечатать и хранить в библиотеке учебного центра для использования в качестве методического пособия на парах?
Закурдаева А. Ю.:
Конечно, вы можете распечатать учебное пособие и все необходимые материалы из УМК по ссылке http://allfirstaid.ru/node/875.
Вопрос:
Можно ли дать ссылку на Приказ или Методические указания об особенностях СЛР в условиях пандемии коронавируса?
Закурдаева А. Ю.:
Старостин Даниил Олегович
Врач — анестезиолог — реаниматолог, ассистент кафедры анестезиологии и реаниматологии ИВДПО ФНКЦ РР
Вопрос:
Могу ли я, будучи студентом мед вуза и занимающаяся в кружке при симуляционном центре при вузе (владея навыками и знаниями,но без сертификата), оказать первую помощь и сердечно-легочную реанимацию в экстренных ситуациях вне больницы или вуза перед приездом скорой?
Старостин Д.О.:
Да, Вы в праве оказывыать первую помощь в рамках нашего законодательства и приказов по первой помощи.
Вопрос:
Пульс при оценке состояния пострадавшего мы всё-таки не проверяем? Почему? Ведь мы можем только по пульсу выявить три разных состояниях: от обморока до клинической смерти. Неужели мы настолько необучены, что не найдем сонную артерию? Или настолько взволнованы, что услышим только свою пульсацию на своим пальцах, а не на магистральных сосудах? /

Уточните пожалуйста, необходимо ли проверять пульс у пострадавшего, одновременно с определением дыхания???
Старостин Д.О.:
Согласно нашему законодательству и приказов по первой помощи, пульс на магистральных сосудах медицинские работки должны проверять, при том это можно делать одновременно запрокидывая одной рукой голову и второй проверять пульс. Однако, я обращаю Ваше внимание, что достоверными признаками клинической смерти является отсутствие сознания и дыхания. Этих критериев хватает чтобы быстро принять решение о начале СЛР.
Вопрос:
Что Вы можете сказать про обучение БСЛР студентов в медицинском ВУЗе?
Старостин Д.О.:
Я отношусь к этому очень обеспокоенно. В некоторых учреждениях обучение БСЛР на должном уровне и студенты приобретают необходимые базовые знания, в некоторых нет. Увы, у нас еще много работы в этом направлении.
Вопрос:
Чем обоснована принципиальная позиция положения рук в таком в рекомендациях, почему нельзя делать захват, располагая основание ладони вдоль грудины? Больно пальцы.\

На сегодняшний день для аккредитации требуют постановку рук только в "замок" при СЛР. Является ли этот абсурд обязательным требованием для обучения на курсах первой помощи? Думаю, нельзя забывать классику - "бабочку" или тактическую медицину - использование для проведения НМС одной ведущей руки и помогающей.
Старостин Д.О.:
Многолетний опыт и множественное количество исследований показало, что руки в замок и приподнятые пальцы образуют "площадку" для компрессии. В результате такого расчётливого и точечного выполнения, компрессии получаются равномерными и с достаточной перфузией.
Вопрос:
Особенности оказания помощи детям разного возраста.
Старостин Д.О.:
Главной особенностью оказания БСЛР детям является выполнение искуственной вентиляции лёгких, особенно у младенцев. Есть особенности по выполнению глубины компрессии на 1/3, а также по положению ладоней и рук у младенцев. Тема огромная. Приходите на наши курсы.
Вопрос:
Даниил Олегович, объясните, в НСР написано что глубина компрессий должна быть 5-6 см, а почему именно это глубина?
Старостин Д.О.:
Эти данные не только НСР и ERC, это данные всех мировых сообществ утвержденные ILCOR. Соотношение глубины компрессии, частоты и равных компрессий и декомпрессии ведёт к поддержанию адекватной перфузии, что критически важно для пострадавшего в остановке кровообращения.
Вопрос:
Нужно ли приподнимать ноги пострадавшего при проведении СЛР (для притока крови к сердцу и мозгу)?
Старостин Д.О.:
Нет, во время остановки кровообращения положение пострадавшего должно быть на ровной и твердой поверхности. Осуществляя правильное соотношение компрессий Вы сможете обеспечить адекватную перфузию.
Вопрос:
Есть ли практические ориентиры глубины компрессии грудной клетки?
За исключением технических девайсов
Старостин Д.О.:
За исключением техники - практика. (Если Вы про спичечный коробок, то нет, не эффективно).
Вопрос:
Ситуация №1: Подозрение (опасение) на коронавирус.
Ситуация №2: ДТП, пострадавший зажат в автомобиле, уткнувшись лицом в руль.
Ситуация №3: ДТП, пострадавший лежит на обочине. Ночь, зима, мороз, пурга, ветер завывает.
О какой проверке дыхания с ощущениями и просмотром может идти речь? Почему мы перестали вспоминать о проверке пульса на сонной артерии?
Старостин Д.О.:
Согласно нашему законодательству и приказов по первой помощи, пульс на магистральных сосудах медицинские работки должны проверять, при том это можно делать одновременно запрокидывая одной рукой голову и второй проверять пульс. Однако, я обращаю Ваше внимание, что достоверными признаками клинической смерти является отсутствия сознания и дыхания. Этих критериев хватает чтобы быстро принять решение о начале СЛР. Каждая из приведённых Вами ситуация требует индивидуального подхода. Решения необходимо принимать в индивидуальном порядке, принимая во внимание доказательные и практические навыки. Спасибо.
Вопрос:
При проведении СЛР в условиях COVID-19 определение дыхания проводится визуально. Можно ли классический способ определения дыхания заменить определением пульса на сонной артерии? Существует понятие "есть дыхание, значит есть кровообращение" и "нет дыхания, значит нет кровообращения". Если не проводить ИВЛ, то выживаемость снизится. Что на сегодняшний день в этом случае можно использовать для ИВЛ при проведении ПП?
Старостин Д.О.:
1) Да, при подозрении на COVID-19 у пострадавшего дыхание оценивается визуально, избегая лишнего контакта и обязательно в СИЗ.

2) Согласно нашему законодательству и приказов по ПП, пульс на магистральных сосудах медицинские работки должны проверять, при том это можно делать одновременно запрокидывая одной рукой голову и второй проверять пульс. Однако, я обращаю Ваше внимание, что достоверными признаками клинической смерти является отсутствия сознания и дыхания. Этих критериев хватает чтобы быстро принять решение о начале СЛР. Каждая из приведённых Вами ситуация требует индивидуального подхода. Решения необходимо принимать в индивидуальном порядке, принимая во внимание доказательные и практические навыки.

3) Если пострадавший находится без сознания, но у него есть самостоятельное дыхание, то ему не нужно проводить СЛР. Если Вы медицинский работник, проверьте пульс, если Вы не медицинский работник, то переведите пострадавшего в безопасное боковое положение и вызовите скорую помощь. Если пострадавший находится БЕЗ сознания и БЕЗ дыхания - это признаки остановки кровообращения. Про проверку пульса смотрите ответ на пункт (2).

4) Проведение ИВЛ важна всем пациентам, критически она важна для детей и младенцев. В рамках первой помощи, в случае подозрения на COVID-19 Вы в праве не проводить ИВЛ, а осуществлять только компресии грудной клетки. В рамках первой помощи Вы не можете использовать девайсы для поддержания проходимости ВДП. Спасибо.
Гошокова Татьяна Владимировна
Преподаватель первой помощи АНО ДПО "Межрегиональная школа первой помощи", инструктор Национального совета по реанимации, руководитель информационного проекта о первой помощи "Пульс"
Вопрос:
Ваш доклад - супер! Как бы еще материалы заполучить, любые по этой теме!?
Гошокова Т.В.:
Благодарю за интерес к столь важной теме, как "Оказание психологической поддержки". Краткую информацию о том, какие бывают острые стрессовые реакции и как помочь пострадавшим в таком состоянии, Вы можете найти в учебно-методическом комплексе, размещенном на сайте http://allfirstaid.ru/node/875

Если Вам хотелось бы изучить эту тему подробнее, то Вы можете написать мне на почту t.goshokova@mail.ru и я вышлю Вам материалы, имеющиеся у меня.
Ильин Павел Олегович
Инструктор BLS Национального / Европейского совета по реанимации, преподаватель первой помощи, врач-кибернетик, заместитель генерального директора ООО "Медтехника СПб"
Вопрос:
Не могли бы вы написать проверенные фирмы или сайты, которые производят качественные манекены/

Если это возможно, посоветуйте конкретные марки качественных симуляторов и макетов ран для проведения занятий по первой помощи.
Ильин п.о.:
Я - Представитель организации "Медтехника СПб" и на занятиях использую манекены нашего производства. Эти манекены фигурируют в материалах доклада: Практи-мэн, Володя, Геннадий, симулятор жилет Спасатель Геймлих, симуляторы АНД и наборы ран и травм того же производителя. Ознакомиться с ними Вы можете на нашем сайте https://spb-maneken.ru/katalog/manekeny_trenazhery_slr/
Осанова Марина Викторовна
Генеральный директор ООО «АРИБРИС», кандидат медицинских наук, инструктор Российского национального Совета по Реанимации/Европейского Совета по Реанимации (РНСР/ЕСР)
Вопрос:
Здравствуйте! То есть праздник будет в этом году 25 июля? можно точный адрес и нужно ли регистрироваться заранее? спасибо
Осанова М.В.:
Здравствуйте! Праздник ежегодно проводится в 3-ю субботу июля. В этом году это будет 18 июля. Праздник проходит в Москве, ПКиО «Сокольники» на пересечении Большого круга и Песочной Аллеи, начало в 15.00. Всю информацию можно получить, позвонив нам по телефону +7985 9973720 и на нашем сайте: www.aribris.ru Регистрация на Праздник не предусмотрена, «вход» на территорию совершенно свободный для всех желающих.

Если Вы хотели бы участвовать в Празднике не просто в качестве Гостя, а, например, волонтером или инструктором (конечно, если вы инструктор по обучению Первой Помощи) напишите, позвоните нам заранее (май-июнь). Мы будем рады видеть Вас в нашей команде!
Мальцева Ольга Алексеевна
Доцент кафедры криминалистики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент, полковник полиции)
Вопрос:
Скажите, где можно почитать данные исследований? Где-то есть их публикация? Необходимо для обучения.
Мальцева О. А.:
Данные исследования описаны в Отчете выполнения научной работы в рамках плана научной деятельности образовательной организации МВД России, пока официально не опубликованы!
Вопрос:
Спасибо за качественное выступление! Вопрос по поводу анкетирования. Проводилось ли раньше подобное анкетирование? Какие изменения в ответах прослеживаются?
Мальцева О. А.:
Спасибо за положительную оценку моего выступления! Ранее нами не проводилось такое исследование, особенно с таким охватом респондентов, думаю в следующем году снова запланируем запустить данную анкету.
Щеголева Татьяна Викторовна
Полковник полиции, начальник учебного отдела Всероссийского института повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, преподаватель основ оказания первой помощи сотрудникам МВД
Вопрос:
Cпасибо большое! Очень интересно. Я правильно поняла, что сотрудник ДПС ИМЕЕТ ПРАВО не оказывать первую помощь?
Щеголева Т.В.:
Все сотрудники ОБЯЗАНЫ оказывать первую помощь и сотрудники ДПС в том числе. Я проговорила о том, что бывают случаи, когда сотрудники ДПС в силу различных обстоятельств (например, пострадавший зажат в машине) боятся (или не знают как) оказать первую помощь, поэтому ждут помощи сотрудников медицины катастроф у которых есть специальное оборудование. Однако они еще знают, что вызов скорой помощи является оказанием первой помощи, безусловно, при соблюдении универсального алгоритма действий (оценить безопасность для себя, окружающих, произвести осмотр пострадавшего, оценить его состояние, вызвать скорую помощь). Спасибо за вопрос!
Вопрос:
Добрый день! Важная тема. Мало времени Вам выделили. Как профессиональный спасатель, дополню: очень редко встречаю на ДТП сотрудников ДПС оказывающих ПП. Работаю в Москве. Связываю это с опасностью навредить пострадавшему и возможным наказанием за это. Больше поддержки сотрудникам. Спасибо!
Щеголева Т.В.:
Да, я с Вами соглашусь, такие случаи нередки, мы очень часто их обсуждаем на занятиях и объясняем про юридическую сторону вопроса и о необходимости приобретения устойчивых практических навыков по оказанию ПП, чтобы не бояться навредить. Но добавлю, что при опросе сотрудники ДПС неоднократно говорили, что их сами спасатели просят не вмешиваться в процесс оказания ПП (наверное, потому что знают уровень подготовки). Главное, что мы честно говорим об этой проблеме и работаем над ее устранением. Спасибо за внимание к моему докладу!
Баклунин Владимир Александрович
Преподаватель высшей квалификационной категории, учитель физической культуры и ОБЖ МБОУ "Лицей № 11 г. Челябинска", руководитель проекта по оказанию первой помощи "Save Life"
Вопрос:
Как Вы считаете с какого возраста нужно обучать ребенка основам первой помощи?
Баклунин В. А.:
Это очень интересный вопрос, т.к. он подразумевает в себе много факторов. Предлагаю рассмотреть их подробнее. В первую очередь, надо разделять «Нужно» и «Можно»!

Если мы говорим именно о «Необходимости», то думаю, что возраст 13-14 лет идеально подходит для массового преподавания этой темы: уроки ОБЖ, физкультуры, биологии. Но надо понимать, что на сегодняшний момент, ребенок, помимо урочных занятий, посещает и занятия по дополнительному образованию (кружки, секции, объединения) и именно там эти знания могут даваться с более раннего возраста.

Так, например, у меня в военно-спортивном патриотическом клубе есть 3 возрастные группы: младшие, средние, старшие, и вопросы оказания первой помощи они начинают изучать ещё на 1 этапе (в младшей группе). Отсюда выходит следующий фактор: специфика преподавания. Конечно же я использую совершенно другую манеру преподнесения материала, чем для «старших». Здесь мы спасаем игрушки в виде Мишек, Зайчиков: производим бинтование, отработку маневра Геймлиха и т. д. Самое главное, что в такой игровой форме дети хорошо запоминают основные принципы спасения — безопасность и следование универсальному алгоритму.

Переходя в команду средней возрастной группы ребята уже начинают «преподавать»: мы устраиваем открытые занятия с родителями, где наиболее подготовленные члены команды проводят обучение взрослых. Это позволяет более качественно им самим запомнить материал и в дальнейшем применять его на Олимпиадах, соревнования, и, конечно же, в жизни.

Если мы говорим, про «систему преподавания Первой помощи в принципе», то, на мой взгляд, эта тема должна быть затронута ещё в Дошкольных учреждениях, т.к. ребенок в 4-6 лет может оценить грамотно ситуацию и вызвать скорую медицинскую помощь только в том случае, если с ним этот вопрос был проработан. Поэтому на Ваш вопрос кратко могу ответить так: можно и с «Садика» (4-6 лет), можно и с Начальной школы, ну а нужно с 8 класса (13-14 лет)
Марченко Дмитрий Владимирович
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры симуляционных технологий и экстренной медицинской помощи ФГБОУ ВО "Иркутский государственный медицинский университет", главный внештатный специалист по первой помощи Министерства здравоохранения Иркутской области
Вопрос:
Здравствуйте. А сайты с теоретическим обучением нельзя ПРИВЛЕКАТЬ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ? Я много смотрела видео, когда появились дети, но только практическое занятие позволило понять сколько дров можно наломать по незнанию... И только второй раз обучение на точно таком же занятии позволило зафиксировать действия при оказании 1 помощи в сознании…
а уж давать сертификаты и дипломы самоучкам....
Марченко Д.В.:
Благодарю Вас за вопрос, попробую на него ответить. Привлечь к ответственности сайты с теоретическим обучением по первой помощи можно лишь по статье 31 УПК РФ «Об ответственности за распространение недостоверной информации» и статье 207.1 (от 01.04.2020 № 100-ФЗ) «Публичное распространение заведомо ложной информации...», да и то, нужно будет постараться юридически обосновать необходимость применения этих статей.

Поэтому! Очень рекомендую Вам не рассматривать подобного рода видеоинформацию как некий общепринятый алгоритм спасения, скорее — это частное мнение «авторов» подобных роликов.

Лучше, всё-таки, обращаться на проверенные и регламентированные сайты, например «Всё о первой помощи» (http://www.allfirstaid.ru/), где Вы сможете найти для себя ответы на практически все вопросы по первой помощи разным возрастным и профессиональным категориям граждан.

Занятия по первой помощи в виде онлайн-встреч (посмотрите небольшой фрагмент его) мы проводили вынужденно, чтобы хоть как-то напомнить людям принципы первой помощи в период их вынужденной самоизоляции.
Выдача каких-либо документов о прохождении дистанционного (заочного) обучения по первой помощи пострадавшим считаю категорически не приемлемым, да и, пожалуй, не легитимным!

Только Ваше личное участие на практических занятиях по первой помощи, отработка алгоритмов спасения и регулярность таких практико-ориентированных семинаров позволит Вам в реальной ситуации (если потребуется!) не растеряться и реализовать необходимый минимум спасения — это всё подтверждено самой жизнью и положительной мировой статистикой спасённых людей!
Made on
Tilda